Кузнечный переулок, 14а (вход со стороны ул. Марата)

Разводные мосты в Санкт-Петербурге: история, график

Разводные мосты Санкт-Петербурга — это не только важная часть транспортной системы города, но и его уникальный архитектурный символ, признанный во всём мире. Эти инженерные сооружения обеспечивают бесперебойное судоходство по реке Неве и её притокам, соединяя берега мегаполиса и играя ключевую роль в городской логистике. Каждый из мостов по-своему отражает дух эпохи, в которую он был построен, и гармонично вписывается в петербургский ландшафт.

История разводных мостов

История разводных мостов в Петербурге началась в середине XIX века. Первый постоянный мост через Неву — Благовещенский (изначально назывался Николаевским) — был открыт в 1850 году. Это стало важной вехой в развитии транспортной инфраструктуры города и положило начало традиции строительства мостов с разводными пролётами.   Следующим значимым объектом стал Литейный мост, введённый в эксплуатацию в 1879 году. В начале XX века был построен Троицкий мост (1903), который сразу же стал архитектурной доминантой центра города. Каждый из этих мостов сочетал в себе инженерную новизну своего времени и эстетическую выразительность.   Самым современным разводным мостом считается Вантовый мост (официальное название — мост Бетанкура), открытый в 2005 году. Он стал символом нового этапа в развитии петербургской инженерной мысли и дизайна.

Современное состояние

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов, из которых 12 регулярно разводятся в период навигации — с апреля по ноябрь. Этот процесс является строго организованным и происходит по утверждённому графику, чтобы обеспечить как движение судов, так и безопасность дорожного транспорта и пешеходов.   Мосты оснащены современными системами управления и сигнализации. Многие из них являются не только инженерными объектами, но и достопримечательностями, особенно в ночное время, когда разводка сопровождается световыми эффектами и собирает множество зрителей — как горожан, так и туристов.

График разводки мостов

Разводка мостов в Санкт-Петербурге осуществляется в ночное время, чтобы минимизировать влияние на наземное движение. Вот актуальный график:

  • Дворцовый мост: 1:10–2:50 и 3:10–4:55
  • Троицкий мост: 1:20–4:50
  • Благовещенский мост: 1:25–2:45 и 3:10–5:00
  • Литейный мост: 1:40–4:45
  • Биржевой мост: 2:00–2:55 и 3:35–4:55
  • Тучков мост: 2:00–2:55 и 3:35–4:55
  • Большеохтинский мост: 2:00–5:00
  • Володарский мост: 2:00–3:45 и 4:15–5:45
  • Мост Александра Невского: 2:20–5:10

Разводка Сампсониевского, Гренадерского и Кантемировского мостов осуществляется по предварительной заявке за 48 часов, в промежутке с 1:30 до 4:30.   Рекомендуется перед посещением уточнить график на официальном сайте.

Особенности конструкции

Разводные мосты Санкт-Петербурга отличаются разнообразием инженерных решений и архитектурных форм. В зависимости от условий расположения, интенсивности движения и особенностей судоходства, были разработаны различные типы разводных механизмов.

  • Двукрылые мосты с вертикальным подъёмом — одни из самых узнаваемых и зрелищных. При разводке их пролёты поднимаются вверх, образуя острый угол. Такая конструкция позволяет обеспечить широкий проход для судов. Примеры:
    • Дворцовый мост, соединяющий Адмиралтейский и Василеостровский районы — один из самых известных мостов города, часто изображаемый на открытках и в фильмах.
    • Литейный мост, один из старейших металлических мостов через Неву, известный своей надёжностью и массивной конструкцией.
  • Однокрылые мосты с поворотным механизмом — отличаются тем, что разводится только одна часть пролёта, поворачиваясь горизонтально.
    • Троицкий мост — уникальный пример такого механизма в черте центра города. Его разводка считается особенно эффектной благодаря элегантной конструкции и подсветке.
  • Поворотные мосты — пролёт которых поворачивается вокруг вертикальной оси, располагающейся в центре или сбоку.
    • Примером служит Доковый мост в Кронштадте, где такая конструкция оптимальна для условий ограниченного пространства и специфики судоходства.

Механизмы, управляющие разводкой, разнообразны — от гидравлических до электрических систем. Они разрабатывались с учётом надёжности, скорости и безопасности, и постоянно модернизируются для соответствия современным требованиям. Многие мосты также оснащены системами автоматического контроля, видеонаблюдением и аварийным управлением.

Значение для города

Разводные мосты являются неотъемлемой частью жизни Санкт-Петербурга. Их функциональная роль выходит далеко за рамки чисто инженерной:

  • Мосты обеспечивают круглогодичное соединение между островами и материковой частью города. Во время ночной разводки водный транспорт получает доступ к акватории Невы, а в дневное время мосты служат основными артериями для автомобилей, общественного транспорта и пешеходов.
  • Практически каждый мост имеет собственный архитектурный стиль и историческое значение. Многие из них были спроектированы выдающимися инженерами и архитекторами своего времени, и на сегодняшний день охраняются как памятники инженерного искусства.
  • Ночная разводка мостов стала настоящим культурным событием. Тысячи туристов и горожан собираются на набережных, чтобы наблюдать этот процесс. Особенно популярна Дворцовая набережная, откуда открывается лучший вид на Дворцовый и Троицкий мосты. Разводка часто сопровождается экскурсиями на речных трамвайчиках, фотосессиями и даже праздничными мероприятиями.

Чтобы в полной мере насладиться этим уникальным зрелищем и удобным расположением по отношению ко многим достопримечательностям, можно остановиться в отеле «Премиум» — уютном мини-отеле, который находится в тихом дворе всего в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта. Гости ценят его за атмосферные номера с индивидуальным дизайном, сочетание классических петербургских интерьеров (лепнина, высокие потолки) с современным комфортом, а также за внимательный персонал, готовый помочь с организацией экскурсий, включая поездки к мостам. Рядом — знаковые места города: Казанский собор, Дом книги, Аничков мост, а также удобный выход к набережным, откуда можно наблюдать разводку мостов.

Кузнечный переулок д. 14 а
(вход с ул. Марата, д. 22-24)
Кузнечный переулок, 14а (вход со стороны ул. Марата)